Как выбрать стеклорез

Виды стеклорезов

На современном рынке представлены стеклорезы нескольких типов – инструменты различаются конструкцией, рабочим элементом и способом резки. Это позволяет сделать оптимальный выбор стеклореза для домашнего или профессионального использования.

Алмазный стеклорез. Это инструмент для профессионалов. В качестве режущего элемента у него используется кристалл алмаза, который прочно закреплен на рабочей части при помощи серебряного припоя. Инструмент с натуральным алмазом подходит для работы со стеклом, толщина которого достигает 1 см. Если использован синтетический алмаз – толщина резки составит не более 5 мм, такой инструмент стоит заметно дешевле.

В зависимости от типа, алмазный инструмент имеет:

  • Криволинейную режущую кромку. Резцы установлены на одной линии с осью стеклореза, что упрощает работу с ним. Этот вариант удобен для неопытных резчиков и подходит для домашнего использования.
  • Четырехгранный резец в виде пирамиды. Резцы закреплены под углом 20-22 градуса относительно оси инструмента, работа с ним требует навыка. Это профессиональный инструмент для опытных мастеров.

При частой эксплуатации кристалл алмаза притупляется, и резец требует заточки на диске из чугуна либо с применением бруска, покрытого мастикой с алмазной пылью. Заточка выполняется до тех пор, пока стеклорез не начнет чертить на стекле тонкую линию.

Роликовый стеклорез. Распространенный вариант, активно используется в быту и профессионалами. Режущей частью служат твердосплавные ролики, чаще всего на основе кобальта и вольфрама.

Производители предлагают стеклорезы с различным числом роликов – 1,3 или 6. Чем больше режущих элементов в инструменте, тем качественнее он работает и тем дороже стоит. Каждый ролик диаметром 6,6 мм способен резать стекло толщиной до 4 мм, и способен в сумме выполнить рез длиной в 350 метров.

Затупившийся режущий элемент меняют на новый, ослабив крепежный зажим и повернув барабан. Если под рукой нет нового ролика, старый можно заточить механической точилкой или используя мелкозернистый абразивный диск.

Масляной стеклорез. Относительно новая разработка, которая представляет собой классический роликовый инструмент, оснащенный системой подачи смазки в рабочую зону. Смазочная жидкость залита в рукоятку инструмента и поступает к режущим кромкам по специальному фитилю. За счет смазки снижается сила трения и уменьшается износ рабочей части стеклореза.


Роликовый стеклорез. Распространенный вариант, активно используется в быту и профессионалами. Режущей частью служат твердосплавные ролики, чаще всего на основе кобальта и вольфрама.

Paste a VALID AdSense code in Ads Elite Plugin options before activating it.

Масляной стеклорез обычно имеет несколько сменных головок для работы со стеклами различной толщины:

  • для резки стекла толщиной до 1 см применяются ролики, угол заточки которых составляет 135 градусов;
  • для работы со стеклом толщиной от 1 до 2 см используются роликовые элементы с углом заточки 150 градусов.

При этом ресурс каждой головки достигает 5 – 6 тысяч погонных метров. Помимо неподвижных головок используются и вращающиеся, они позволяют выполнять рез по шаблону. Выработавшие ресурс головки подлежат замене.

Масляной стеклорез – серьезный профессиональный инструмент, его нерационально покупать для простых разовых работ по дому, но есть смысл приобрести, если предстоит большой объем работ или резка по сложному шаблону.

Циркульный стеклорез. Специализированный стеклорез, который позволяет вырезать круги и овалы. Конструкция включает регулируемую шкалу, благодаря которой можно установить необходимый радиус реза, присоску, фиксирующую инструмент на поверхности стекла, а также непосредственно стеклорез (обычно масляного типа). Чтобы получить овал, дополнительно применяется специальная система из двух штанг. Перед резкой требуется правильно подобрать радиус на мерных шкалах.


Определившись с типом стеклореза обратите внимание на эргономику ручки инструмента. Предпочтение стоит отдать деревянной ручке – она не скользит в ладони при работе. Полимерная рукоятка должна иметь шероховатую поверхность, металлическая – насечку. Особая форма или выемки на ручке помогают плотно держать инструмент.

Как резать стеклорезом

Резка стекла должна осуществляться исключительно на идеально ровной поверхности. Само стекло должно быть тщательно очищенным и совершенно сухим. Если же на стекле будут мельчайшие частицы грязи, то это приведет, даже самый качественный стеклорез, в негодность.

При использовании алмазного стеклореза, его нужно брать у основания ручки, так же, как и карандаш. Далее, не нажимая на стекло, при помощи легкого движения, необходимо провести линию по шаблону. При правильной работе должен издаваться характерный потрескивающий звук, а в итоге, необходимо добиться тонкого, неглубокого и практически невидимого надреза, в виде царапины.

Если же использовать инструмент с роликом, то на него нужно немного нажимать. В итоге, на стекле должна появиться белая и более глубокая линия.

Также, стоит помнить о том, что каким бы видом стеклореза не производилась резка, проводить им по одной и той же линии несколько раз категорически нельзя. А, примерно, за 3-5 мм до конца секла, силу нажима желательно немного уменьшить, для того чтобы не повредить поверхность.


Также, стоит помнить о том, что каким бы видом стеклореза не производилась резка, проводить им по одной и той же линии несколько раз категорически нельзя. А, примерно, за 3-5 мм до конца секла, силу нажима желательно немного уменьшить, для того чтобы не повредить поверхность.

Роликовые резаки

Эти стеклорезы считаются самыми распространенными, благодаря своим конструктивным особенностям. В качестве рабочего элемента у таких резаков выступают специальные твердосплавные ролики, сделанные из кобальта и вольфрама.

Роликовые инструменты могут оснащаться одним, тремя или шестью роликами. Количество режущих элементов пропорционально качеству и стоимости устройства.

С помощью профессиональных или самодельных роликовых приспособлений можно резать стеклянные листы толщиной от одного до четырех миллиметров.

В том случае, если ролик вдруг затупился, то с его заменой не возникнет никаких проблем. Для этой цели нужно ослабить винт и повернуть роликовый барабан на 60 градусов. Кроме того, ролики можно затачивать специальным диском или профессиональным станком.


Эти стеклорезы считаются самыми распространенными, благодаря своим конструктивным особенностям. В качестве рабочего элемента у таких резаков выступают специальные твердосплавные ролики, сделанные из кобальта и вольфрама.

Масляные изделия

Этот вариант недавно появился в магазинах. Принцип работы практически ничем не отличается от предыдущего, но и тут присутствуют некоторые особенности. Например, смазочная смесь подается автоматически и пользователю не требуется постоянно ее наносить. Для хранения смазки используется специальный резервуар, который располагается внутри рукоятки. За подачу отвечает фитиль, размещенный в режущей части.

Благодаря такому прибору, сокращается трение, которое происходит во время процесса раскроя. Также это положительно сказывается на эксплуатационных характеристиках. Качество работы повышается из-за плавного перемещения стеклореза по стеклянной поверхности.

Подобный вариант предназначен для проведения раскроя листового стекла, при этом толщина этого материала не должна превышать 2 мм. Масляный стеклорез отличается высоким сроком службы, так как для окончательного затупления кромки, потребуется разрезать до 5 км стекла. Как только произойдет износ, человеку потребуется заменить всю головку, потому что испортится не только режущий элемент, но и боковина.

Большая часть масляных моделей, может оборудоваться двумя роликовыми механизмами. От этого зависит назначение конструкции и технические возможности.

  1. Установка режущей кромки с углом заточки 135 градусов. Этот вариант предназначен для работы с материалами толщиной не более 10 мм.
  2. При угле заточки в 150 градусов, изделие сможет справиться с материалами до 20 мм.

Последнее, что следует знать о масляных конструкциях – прибор может обладать двумя типами головки: подвижная и неподвижная. Первый вариант лучше всего использовать, когда человеку необходимо провести разрез по специальному шаблону. Кроме того, при желании пользователь может зафиксировать рабочую часть обратно, сделав ее неподвижной. Такая возможность придает универсальности, что позволяет использовать оборудование для выполнения различных задач.

  • Привлекательный внешний вид;
  • Прочностные характеристики;
  • Эффективность;
  • Ресурс работы;
  • Подойдет для промышленного использования.

Выбрать лучший краскопульт вам поможет наша подборка

LVLP – принцип работы «мало воздуха – малое давление». Самые эффективные модели – переносят более 80% краски и прочих материалов на поверхность.

Какой электрический краскопульт лучше: критерии выбора

Покраска – один из распространенных способов финальной отделки помещений во время ремонта. Покраску применяют и для отделки фасада дома. Но если площадь окрашиваемой поверхности велика, работать кисточкой и валиком – удовольствие сомнительное. В таком случае на помощь придет электрический краскопульт. В отличие от ручного – он не требует применения физической силы, а от пневматического аналога его отличает доступная цена и простота использования. Однако, к выбору электрического инструмента необходимо подходить с ответственность, внимательно изучить технические характеристики перед покупкой.

Читайте также:  Приспособление для заточки сверл: простые и доступные самодельные устройства

Принцип работы электрического краскопульта прост: струя краски под давлением подается через форсунку наружу. Отличие от пневматической модели заключается в отсутствии сжатого воздуха, подаваемого вместе со струей краски. Эта особенность является одновременно и плюсом, и минусом инструмента. Отсутствие компрессора для подачи сжатого воздуха снижает стоимость краскопульта, увеличивает мобильность и упрощает работу с техникой. Но в то же время, отсутствие в составе краски сжатого воздуха делает распыление не таким равномерным и тонким, какое наблюдается при работе с помощью пневматики.

Топ товаров

Теперь вы знаете, по каким параметрам стоит оценивать краскопульт. Чтобы ещё больше облегчить выбор, мы выбрали лучшие товары в трёх категориях – электрические краскопульты, пневматические начального уровня, и продвинутые пневматические. При этом оценивалось соотношение цены и качества, принимались в расчёт отзывы пользователей и параметры краскопультов – и у каждой из выбранных моделей дела с перечисленным обстоят хорошо.

При помощи этого краскопульта нельзя распылять кислотные, щелочные, эмульсионные краски и материалы, имеющие температуру вспышки ниже 55 градусов.

Виды электрических краскопультов

Электрические краскопульты бывают двух видов: воздушные и безвоздушные. Производитель довольно редко дает информацию, к какому виду относится инструмент, но это легко определяется по внешнему виду краскопульта и его параметрам.

Безвоздушные краскопульты легко отличить по низкой мощности, низкой цене, чашке рассекателя на сопле и характерному «горбу» над резервуаром для краски, в котором прячется плунжерный насос. С помощью этого насоса безвоздушный краскопульт подает краску в сопло, где она разбрызгивается мелкими каплями.

Основное преимущество безвоздушных краскопультов – приемлемая производительность при низкой мощности (и соответственно, низкой цене). Расход краски в такой конструкции легко регулируется изменением скорости вращения двигателя насоса, поэтому регуляторами расхода краски оснащаются даже самые бюджетные модели. Кроме того, даже при малой мощности безвоздушные краскопульты способны справляться с довольно вязкими красками.

Но недостатков тоже хватает:

– из-за неоднородности краски красящий факел имеет нестабильную форму, что снижает качество покраски;

– образуются капельки краски разного размера, что ведет как к риску образования потеков из-за крупных капель, так и к повышенному расходу краски из-за мелких (красочной пыли);

– и форма факела, и размер капелек определяются качеством изготовления сопла, которое на дешевых моделях может быть довольно низким. Кроме того, пластиковые сопла быстро изнашиваются;

– после окончания работы инструмент требует тщательной промывки с расходом большого количества растворителя. Если не промыть (или плохо промыть) инструмент после работы, краска засохнет внутри насоса и краскопульт можно выбрасывать.

Воздушные краскопульты забирают краску из резервуара с помощью струи воздуха. Это позволяет создать красящий факел стабильной формы и снижает требования к промывке инструмента: даже непромытый и засохший краскопульт обычно можно «привести в чувство», просто прочистив сопло (хотя лучше все-таки такого не допускать).

Следует иметь в виду, что абсолютное большинство воздушных электрических распылителей использует технологию HVLP (High Volume Low Pressure – «Большой Объем Низкое Давление») и, соответственно, обладает всеми преимуществами и недостатками этой технологии. К преимуществам относятся пониженный расход краски и высокая производительность.

Недостатки тоже есть:

– высокий расход воздуха требует наличия мощного компрессора, что заметно повышает цену инструмента;

– покраска с небольшого расстояния (15-30 см) и высокая производительность приводят к тому, что при недостаточной квалификации легко допустить образование потеков;

– из-за высокого расхода воздуха инструмент сильно пылит. Если окрашиваемая поверхность контактирует с песком или землей (например, при окраске забора), то увлекаемые воздухом частицы будут липнуть к поверхности;

– чтобы иметь возможность использования вязких красок, мощность компрессора должна быть выше среднего – недорогие воздушные электрораспылители могут работать только с жидкими красками;

– невозможно производить покраску в замкнутом объеме – воздух будет стремиться покинуть этот объем и увлекать с собой краску.

Нетрудно заметить, что оба вида электрических краскопультов плохо подходят для аккуратной покраски некрупных деталей и деталей сложной формы. Если это именно ваш случай, возможно, следует обратить внимание на пневматические краскопульты технологии LVLP.

– из-за высокого расхода воздуха инструмент сильно пылит. Если окрашиваемая поверхность контактирует с песком или землей (например, при окраске забора), то увлекаемые воздухом частицы будут липнуть к поверхности;

Краскопульты системы HVLP

Краскопульты системы HVLP являются наиболее распространенными и считаются самыми эффективными. Благодаря специальному строению воздушных каналов распыление ЛКМ происходит при низком давлении на выходе (0,7 – 1 атм) и достаточно высоком на входе (2,5 – 3 атм). Это значительно повышает процент переноса материала на окрашиваемую поверхность, который составляет уже примерно 65 – 70%. Что указывает на более экономичное и экологичное распыление. Такой показатель по праву считаем достоинством данной системы краскопультов.

Недостатком же является высокое потребление воздуха, от 360 литров в минуту. Следовательно, система требовательна к мощности и производительности компрессора. Также необходим увеличенный диаметр воздухопровода и дополнительные фильтры очистки воздуха от влаги и масла, так как компрессор работает на полную мощность.

Данные краскопульты отлично подходят для окраски автомобилей. Однако требуют и высокого профессионализма от маляра. Потому как наносить материал таким краскопультом следует достаточно близко от окрашиваемой поверхности, примерно 12 – 15 см. Малейшая задержка руки при нанесении краски и подтек гарантирован.

Небольшой нюанс, который тоже нужно рассмотреть. Существует верхнее и нижнее расположения бачка. Верхнее расположение бачка даёт неплохую развесовку и скорость работы. Такие бачки имеют небольшой объем (до 1 литра) и выполняются обычно из нейлона или пластика. Забор ЛКМ из верхнего бачка происходит гораздо быстрее и равномернее. Для нанесения базовых покрытий и лака, лучше выбирать именно этот вариант. Краскопульты с нижним расположением бачка больше подойдут для нанесения грунтов и жидких шпатлевок.

Скидки до 40% на технику TEFAL!

Мы не передаем никаких данных соцсетям и не постим ничего у вас на стене

Что важно знать при выборе пневматического краскопульта?

Валики и кисти – пережиток прошлого. Сегодня как профессионалы, так и любители, в качестве инструмента для покраски выбирают краскопульты. И этому есть причины:

  1. Отличное качество работы
  2. Экономия времени
  3. Снижение расхода краски

Краскопультами пользуются везде – от строительных объектов и мебельной мастерской до автосервисов. Для каждой задачи требуется определенный вид инструмента и тут главное не прогадать. Как выбрать пневматический краскопульт и не ошибиться? Давайте детально разберемся в этом вопросе.

Справедливости ради заметим, кроме пневматических («питающиеся» воздухом от компрессоров), существуют и электрические устройства (работающие от сети). Однако именно пневмокраскопульты обладают большей популярностью.


Конструктивно инструмент довольно прост. Он состоит из распылителя в форме пистолета и рабочего бачка для краски. Для подключения к источнику сжатого воздуха (компрессору) используется гибкий шланг.

Как выбрать краскопульт

  • Первые работает под давлением, который создает мощная турбина. Краска из бачка напором воздуха проталкивается через сопло и разбивается на мельчайшую морось. Капельки равномерно ложатся на поверхность и быстро высыхают. Получается быстро и без подтеков.
  • В основе безвоздушного аппарата — насос, который работает с помощью двигателя. Краска через шланг поступает к соплу и разбрызгивается на окрашиваемую поверхность. Эти аппараты уступают в мощности, но красят ничуть не хуже.

Как выбрать электрический краскопульт?

Остановив свой выбор на электрическом краскораспылителе, следует четко понять, по каким критериям его следует выбирать. Первое, на что необходимо обращать внимание – емкость и материал изготовления резервуара для краски. От этого напрямую зависит эффективность Вашей работы.

Объем бачка следует выбирать, руководствуясь спецификой предстоящей работы. Чем больший бак – тем реже в него придется подливать покрасочный материал, однако при этом и сам краскопульт за счет большего количество краски будет больше весить. Проще говоря, для окрашивания больших площадей следует приобретать краскопульты с большим баком, если же Вам предстоит точечная работа по окраске небольших деталей и частей, то лучше выбирать распылитель с меньшим баком – им будет работать удобнее. Кроме того обращайте внимание и на материал из которого изготовлен резервуар для краски. Они бывают металлические и пластиковые. Металлические бачки меньше подвержены отрицательному влиянию агрессивных химических веществ и механическим повреждениям (ударам, падениям) и их проще мыть, но при этом они больше весят и в них невозможно рассмотреть уровень оставшейся краски.

Читайте также:  Как выбрать штроборез

Кроме того, всегда выясняйте у продавца, из каких материалов изготовлены основные внутренние узлы краскопульта. Обращайте внимание на то, чтобы хотя бы механические части были изготовлены из металла. Многие производители для того, чтобы уменьшить стоимость производства распылителя делают все внутренние части пластиковыми. Стоит ли говорить о том, что пластик будет быстро стираться. Кроме того, если Вы попробуете почистить такой распылитель растворителем, он может запросто расплавить внутренности инструмента, и в итоге он окажется совершенно бесполезным.

Также немаловажным фактором в выборе электрического распылителя является уровень его вибрации во время работы. Мне доводилось пользоваться таким краскопультом, который вибрировал настолько сильно, что им практически невозможно было работать более 5 минут. После такого распылителя рука непроизвольно дрожит сама по себе и не хочет сжимать пальцы. Именно поэтому, чтобы оценить этот фактор у конкретной модели, мы рекомендуем, перед тем как купить электрический краскопульт как минимум опробовать его на холостом ходу.

Эти краскопульты работают по принципу «большой объем воздуханизкое давление». Краскопульты HVLP потребуют у компрессора от 2 до 4.5 атмосфер, на выходе же краска будет вылетать из форсунки под давлением не более 0.7 атмосферы. Эта система может обеспечить достаточно высокое качество нанесения краски в сочетании с сравнительно небольшой ее потерей. Потеря будет достигать лишь 35% общего объема.

Как выбрать краскопульт для покраски авто?

Как выберешь краскопульт, так и будешь работать – это одно из главных правил маляра. В России рынок краскопультов богат, выбрать совсем не просто. Продавцы в этом деле зачастую не помощники: они хвалят то, чем торгуют, и рекомендуют дорогие модели. Так что неопытному маляру остается надеяться только на знакомого, который уже в этом деле «собаку съел», или на компетентную статью в журнале. Мы решили совместить эти две идеи и пригласили для беседы в качестве эксперта Егора Королева, руководителя направления «Автосервисное оборудование» компании «Finishing Brands-Россия».

Выбор краскопульта стоит начать, заранее сформировав группы значимых критериев. Мы выделим три фактора, которые важно обдумать до начала выбора бренда и параметров краскопульта. Один из основных критериев – это мощность СТО, или ее «проходимость». Очень важно знать, какими ресурсами по воздуху располагает участок: производительность компрессора, степень очистки. Следует иметь в виду, что на большой станции от компрессора может питаться одновременно много потребителей. Но решать эту задачу должно скорее руководство станции, а не маляр, который должен быть уверен, что производительности компрессора достаточно, чтобы в любых условиях обеспечить стабильную работу краскопульта.

Теперь сформулируем то, что важно уже для выбора краскопульта. Утверждение о том, что нужно иметь отдельный краскопульт для нанесения базы и отдельный – для лака, является аксиомой для любого грамотного специалиста. Безусловно, не всегда есть финансовая возможность приобрести два краскопульта, но это плохой вариант, который мы пока рассматривать не будем. По составу база и лак существенно различаются, а потому и краскопульты должны быть разными. Но это не значит, что они не могут быть однотипными. Это, если угодно, как посуда на кухне: для первого блюда используем один вид тарелок, а для второго – иной. Можно, конечно, упростить процесс, унифицировать посуду. Но все понимают, что это крайность. Маляр, работающий с одним краскопультом, должен мыть его при каждой смене операции. Малейшая небрежность может сыграть злую шутку: например, в лак попадет посторонняя составляющая. Лак и база могут иметь разные растворители. Добавим, что все чаще используются водорастворимые материалы. Поэтому в последнее время даже машины для мойки краскопультов рекомендуется применять отдельно для грунта, базы и лака. Определив число краскопультов и признав, что соответствуют разным видам материала, можно обдумывать особенности и параметры самого краскопульта.

Начнем с базового. Он у большинства маляров считается главным. От того, как нанесена база, зависит цветопередача и в конечном счете – совместимость краски по цвету с соседней деталью. В случае ошибки маляру придется все перекрашивать.

– Главный краскопульт – это тот, которым маляр наносит базу, – уточняет Егор. – Маляр – почти всегда сдельщик. Чем больше он покрасит, тем больше заработает. И по этой причине хорошо бы иметь для нанесения базы два или даже три краскопульта. Ведь современные окрасочно-сушильные камеры достаточно совершенны. Нередко в камеру одновременно помещают несколько деталей под покраску в разные цвета. Сделать это можно намного быстрее, если использовать несколько краскопультов под разные цвета, а лак можно нанести из одного краскопульта на все детали. Таким образом, мы увеличиваем производительность работы окрасочной камеры за счет уменьшения времени на необходимую промывку краскопультов при каждой смене цвета. Важное качество рабочего инструмента – это удобство работы. В случае с краскопультом это важно вдвойне. Хороший краскопульт позволяет в значительной мере избежать проблем, подстерегающих любого маляра, в частности так называемой «яблочности».

– Остановимся на этой проблеме подробнее.

– Как правило, на «яблочность», или «облачность», влияют несколько факторов. В первую очередь, это выбор разбавителя для базы и температурный режим при ее нанесении. Если, например, в окрасочной камере +30 °С, а вы наносите серебро, да еще пытаетесь сделать это с использованием стандартного или быстрого разбавителя, то вряд ли вам поможет избавиться от «облаков» любой из краскопультов. Пожалуй, только валик, правда, тут цвет трудно подобрать. Необходимо четко, с соблюдением рекомендованной температуры применять разбавители для базы. Напрямую влияет и точность добавления разбавителя и соблюдение необходимой вязкости. Некоторые маляры до сих пор разводят краску «на глаз», умышленно не доливают или добавляют больше нормы разбавителя, объясняя это какими-то индивидуальными параметрами окрасочной камеры или климатическими условиями. Ну и, конечно же, важен правильный выбор краскопульта, а вернее – его технических параметров для нанесения базы. Во время покраски перед маляром стоят две основные задачи: качественно нанести базу и качественно нанести лак. Но это два разных материала с разными свойствами, и каждый из них со своими «причудами», не говоря уже о том, что у разных производителей и базы разные (они теперь бывают еще сольвентные и водные). С лаками то же самое. Разные лаки – разные свойства. Поэтому выбрать правильный краскопульт – это весьма непростая задача.

Наиболее широкие возможности реализованы в окрасочном оборудовании DeVILBISS. Краскопульт этой фирмы сконструирован по принципу единого корпуса. Для краскопульта предусмотрены четыре воздушных головы, которые в сочетании с различными соплами обеспечивают различные технологические параметры краскопульта. Это не означает, что достаточно иметь один краскопульт и коробку с дюзами и воздушными головами. Гораздо важнее максимально точно подобрать краскопульты с учетом индивидуальных особенностей автосервиса для качественного нанесения материалов. Наши краскопульты имеют гибкие возможности по выбору самой воздушной головы. Когда микрокапельки краски подхватываются воздушным потоком и укладываются на окрашиваемую поверхность, именно воздушная голова «отвечает» за равномерность покраски. Естественно, кроющая способность зависит не только от конструктивных характеристик пистолета, но и от свойств краски. Например, хорошей кроющей способностью обладают черные, темно-синие, коричневые цвета. По технологии, например, необходимо, осуществлять окраску поверхности таким цветом в два полных слоя с дополнительным опылом. Но если взять серебристый цвет, желтый или ярко-красный перламутр, то маляру порой удается разве что с пятого слоя слегка укрыть изделие. Если у маляра есть возможность выбрать для своего пистолета воздушную голову, позволяющую создать более плотный факел, он сможет вместо пяти-шести слоев положить три и обеспечить отличное покрытие. Увеличивается скорость работы, а вместе с ней – и зарплата.

– Но мы ведь говорили о «яблочности»?

– «Яблочность» – видовой дефект, он объясняется неравномерным укрытием. Выглядит, как пятнистость поверхности, когда разные участки имеют разную плотность покраски, разный глянец. Сама неравномерность возникает под влиянием ряда факторов, начиная от температуры воздуха и заканчивая конструкцией краскопульта. Яблочность чаще всего образуется при работе на серебристых тонах, на сольвентных красках (а таких на рынке – все еще до 90 %). Водные краски более плотные, там такой дефект встречается реже. При покраске зимой яблочность менее вероятна, чем летом, когда температура воздуха выше. Причина, как ни странно, лежит часто не в технической сфере, а в экономической. При более высокой температуре воздуха следует использовать «медленный» растворитель, но в интересах экономии используют и зимой, и летом один и тот же стандартный состав.

Читайте также:  Тиски своими руками: практические рекомендации по изготовлению

«Яблочность» особенно ярко проявляется при работе с серебристыми красками, в них пигмента почти нет, есть только частицы алюминия. Ими укрыть чрезвычайно трудно: достаточно в солнечный денек посмотреть на свежеокрашенную поверхность – и пятна станут видны даже неопытному глазу. Решить такую проблему можно только за счет более плотного укрытия. Вот тут и можно снова вернуться к примеру, с краскопультами DeVILBISS, которые позволяют правильно подобрать дюзы и обеспечивают варианты по параметрам за счет разных воздушных голов. Практически можно сказать, что за счет подбора опытный маляр может избежать яблочности в 80 % случаев, что уже неплохо. Однако мы не обсуждаем профессионализм. В нормальных условиях маляр среднего уровня должен взять стандартный краскопульт и при стандартных настройках сделать работу без больших ошибок. Конечно, опытный маляр может отрегулировать пистолет под себя. Но, как только маляр начинает менять настройки, он уходит от изначальной установки цвета: колорист, делая цвет, работает при давлении 2 атм., стандартном расстоянии от краскопульта до тестовой пластины, кладет положенное по технологии число слоев. Как только маляр проявляет самостоятельность, растет риск разнотона и яблочности. Так вот, краскопульты DeVILBISS за счет более плотного факела позволяют избегать яблочности.

– Итак. Первый параметр при выборе конкретного краскопульта – гибкость в настройке параметров. Что еще важно учесть?

– Ширину факела. Если факел слишком узкий, приходится делать большое количество проходов. Маляр устает, теряет время. И логично, казалось бы, выбрать краскопульт с очень широким факелом – до 40 см. Мы пробовали давать такие краскопульты малярам, которые говорят, что им нравится подобный инструмент. И ничего хорошего не вышло: маляр не успевает следить за процессом, меняет расстояние до детали. Оптимальный размер факела – от 20 до 30 (до 32 см, не больше). Работая с таким факелом, маляр среднего уровня профессионализма вполне успевает следить за ним, не допуская потеков. Это очень похоже на управление автомобилем: средней квалификации водитель вполне справляется с управлением на привычных скоростях движения; на скорости под 200 км/ч он может допустить непростительные ошибки.

– Еще критерии?

– Если одним словом – эргономика. Это понятие включает в себя, например, легкость нажатия на спусковой крючок. Работая на больших поверхностях, маляр долго держит краскопульт в руках. Если курок будет тугим, палец устанет, исчезнет легкость в работе, появятся ошибки. Даже расстояние от спускового крючка до ручки имеет значение! В последней модели наших краскопультов расстояние уменьшено, сокращен свободный ход курка, благодаря чему рука меньше устает.

– Насколько специфичны требования к краскопульту для лака?

– Мы уже отметили: желательно, чтобы краскопульты для базы и для лака были однотипными. Но по своим качествам воздушная голова краскопульта для лака должна пропускать большое количество воздуха, потому что лак обладает большей вязкостью. Требуется более значительная дисперсность капель. Очень тщательное их разбиение, а для этого нужен мощный поток воздуха. То есть нужно работать не на низком давлении, а на среднем. Низким, кстати, считается давление 0,7 бара на выходе из воздушной головы (оно обозначается HVLP); технология среднего давления обеспечивает на выходе из воздушной головы показатели от 1,4 до 1,7 бара. При этом давлении разбивание краски происходит интенсивно, но и расход ее несколько увеличивается.

В России маляры любят использовать дюзы 1,4 мм, чтобы уж налить – так налить. Это решение, по-моему, неидеальное. Во-первых, это существенно повышает расход лака. Возьмем два соседних размера: 1,3 и 1,4 мм. Разница ничтожная? Но она влияет и на расход, и на качество работы. Если цель просто залить все лаком, то, конечно, оправданно использовать сопло 1,4. Но для высокого качества конечного результата надо ставить 1,3. Через сопло меньшего диаметра будет проходить меньше краски (лака); а воздушная голова подаст в обоих случаях одинаковое количество воздуха. Более мелкие, тщательно «разбитые» капли сформируют покрытие хорошего качества. По скорости маляр в этом случае немного проиграет. Однако на финишной стадии скоростью уже можно пожертвовать в угоду качеству, не так ли? Впрочем, жизнь порой диктует нам те или иные решения. Например, на небольших СТО намеренно заливают базу толстым слоем лака по совершенно прозаической причине: при сушке не могут обеспечить надлежащую чистоту воздуха. Мусор с поверхности приходится удалять за счет полировки. Вот в таких ситуациях обычно и вспоминают про сопла диаметром 1,4 мм. Что еще раз подтверждает: для разных условий оптимальны разные решения. Мы, естественно, пытаемся объяснять, что два тонких слоя сохнут быстрее, чем один толстый, к тому же качество работы в первом случае выше, но, похоже, российская ментальность часто оказывается несгибаемой.

– Есть ли универсальные решения? Ведь той же небольшой СТО куда удобнее не подстраивать покупку оборудования под конкретного маляра, а решить проблему для «среднего».

– Я уже говорил, что наши краскопульты имеют универсальный корпус. Он сочетается с универсальной воздушной головой, которая будет подходить и под базу, и под лак. Редкий случай, когда универсальное не проиграет специализированному. Мы работаем с великолепным инструментом, который даже при сравнительно низкой квалификации маляра способен обеспечить достойное качество работ. А если маляр имеет не только руки, но еще и хорошую голову, то он может вообще творить чудеса.

– Давайте еще раз уточним ситуацию с выбором на примере. Предположим, имеется относительно небольшая СТО. Как выбирать?

– Многие малые и средние СТО имеют низкие ресурсы по сжатому воздуху. На этапе первичного выбора для них критически важен именно этот показатель. Краскопульт HVLP в среднем расходует 450 литров воздуха в минуту. Наш краскопульт с универсальной воздушной головой Т110, которая пришла на смену голове Т1, «съедает» только 270 литров воздуха в минуту. За счет меньшего расхода воздуха сокращается и расход материалов. Расход лака уменьшается примерно на 15 %. Важно при выборе учесть и способность оборудования длительное время поддерживать подачу. Все, что сказано выше, хорошо «работает» в отношении сольвентных красок, которые пока превалируют на нашем рынке. Как только мы начинаем обсуждать с клиентом краски на водной основе, выбор осложняется. От бренда к бренду такие краски имеют разную вязкость и требуют разного подхода. Некоторые компании предлагают рынку уже второе поколение водных красок, которое существенно отличается от красок первого поколения того же бренда! В свете перечисленного выбор усложняется. Узкоспециальные решения становятся роскошью, ведь условия игры постоянно меняются, а покупать оборудование снова и снова дорого. Успех инженеров DeVilbiss кроется в том, что компания работает не только с автомобильным рынком, но и с индустрией в широком смысле слова. На этом рынке имеются индустриальные пистолеты, к которым можно подобрать воздушные головы более чем из полутора десятков, разработанных и рекомендованных заводом. Понятно, что при таком наборе всегда можно найти выгодную комбинацию с заданными параметрами по форме факела, расходу воздуха и материалов.

– Главный краскопульт – это тот, которым маляр наносит базу, – уточняет Егор. – Маляр – почти всегда сдельщик. Чем больше он покрасит, тем больше заработает. И по этой причине хорошо бы иметь для нанесения базы два или даже три краскопульта. Ведь современные окрасочно-сушильные камеры достаточно совершенны. Нередко в камеру одновременно помещают несколько деталей под покраску в разные цвета. Сделать это можно намного быстрее, если использовать несколько краскопультов под разные цвета, а лак можно нанести из одного краскопульта на все детали. Таким образом, мы увеличиваем производительность работы окрасочной камеры за счет уменьшения времени на необходимую промывку краскопультов при каждой смене цвета. Важное качество рабочего инструмента – это удобство работы. В случае с краскопультом это важно вдвойне. Хороший краскопульт позволяет в значительной мере избежать проблем, подстерегающих любого маляра, в частности так называемой «яблочности».

Ссылка на основную публикацию